Дженерики — медикаменты, название которых определяется их активным компонентом. Зачастую это более доступные аналоги брендовых лекарственных средств, которые или полностью их копируют по составу, или имеют незначительные изменения за счет сопутствующих веществ — красителей, наполнителей и т.д.
Благодаря этому дженерик имеет не только идентичную лекарственную форму, но и силу терапевтического эффекта, степень безопасности, а также показания для применения, что и запатентованный оригинальный препарат. Это делает его законным с точки зрения профессиональной медицины и принятых во всем мире правил эквивалентом последнего.
Дженерики ни в коем случае не являются подделкой оригинальных препаратов, поскольку благодаря заимствованной химической формуле своего активного вещества обладают всеми полезными терапевтическими свойствами и имеют тот же уровень безопасности для здоровья пациентов, что и патентованные медикаменты.
Как правило, дженерики появляются на рынке лишь после истечения срока патентной защиты оригинального продукта. Чаще всего он составляет 20 лет. По прошествии этого времени другие компании получают право на законных основаниях воспользоваться оригинальной формулой препарата для организации собственного производства его химического аналога.
Это дает возможность исключить монополизацию рынка медикаментов и порой позволяет существенно снизить цены на некоторые популярные фармакологические средства. При этом существуют правила, которые запрещают выпускать более дешевые дженерики под названием, копирующем торговую марку первоначального держателя патента. Это позволяет исключить злоупотребления с целью введения покупателей в заблуждение.
Для лучшей конкуренции с оригинальным препаратом и другими его аналогами дженерики выходят на рынок с более доступной ценой. Это объясняется отсутствием каких-либо затрат на медицинские исследования с целью разработки оригинальной лекарственной формулы для препарата, которые могут отнимать у ведущих фармакологических компаний многие годы и стоят им десятки миллионов долларов. Благодаря этому даже относительно небольшая наценка на препарат позволяет производителям дженериков получать прибыль.
Для медицины не редкость ситуация, когда целый ряд препаратов по сути отличается только названием, но имеет практически идентичный лекарственный состав. Именно такая ситуация сложилась и на рынке дженериков.
В действительности, пользу, которую приносят качественные дженерики, невозможно переоценить. Такие лекарства делают гораздо более доступным качественное лечение. Кроме того, рыночная конкуренция со стороны компаний, которые выпускают дженерики, вынуждает крупные фармакологические бренды и инновационные компании продолжать исследования в поисках новых препаратов и инновационных способов лечения.
Также дженерики дают возможность более рационально расходовать ту часть государственного бюджета, которая выделяется на здравоохранение, что создает дополнительные финансовые резервы, использующиеся на оплату дорогостоящих медицинских процедур, услуг и медикаментов для наименее защищенных слоев населения.